«Экономика России. В чем лидирует Россия. Россия устремленная в будущее».

15.12.2018

Интегрированное семинарское занятие по экономике в 10 и 11 классе

Тема. «Экономика России. В чем лидирует Россия. Россия устремленная в будущее».

Учитель обществознания Батаева Айза Абубакаровна.

Учитель географии

Цель изучения темы: Учащиеся овладеют способностью использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности по созданию проекта для преодоления экономического кризиса России через государственное вмешательство  на основе:

Представления о взаимосвязи политической и экономической сферы

Понимания о способах влияния государства на экономику.

Умения создавать пошаговый  план-проект и его защита.

Планируемый результат освоения темы

Личностный: проявлять интерес к экономике как науке. Проявить творчество к процессу создания проекта для преодоления экономического кризиса.

Метапредметные умения:

Познавательные: найти и выделить способы влияния государства на экономику, умение сравнивать различные сферы общества.

Регулятивные: Устанавливать последовательность действий по решению экономического кризиса. Оценить результат своих действий и спланировать дальнейшее развитие обстановки.

Коммуникативные: умение работать в парах, с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  Защитить проект доказать его состоятельность.

Предметные:  составлять план, схемы, таблицы, составлять проект по преодолению экономического кризиса.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

Блок 1. Роль экономики в жизни общества

Блок 2. Экономическая культура

Термины и понятия (глоссарий) по теме: общественные и материальные блага, потребление, уровень жизни, ВВП, экономические механизмы, Уровень бедности,  приватизация, национализация,  конкуренция, национальная стратегия,  экономическая культура экономические знания и отношения, потребности интересы и мотивы личности, экономический интерес, экономическая свобода, командно-административная экономика, устойчивое развитие.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Межпредметные связи: история, экономика, право, география.

Ресурсы: Обществознание. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвящение». – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 351 с. 1.Григорьев Л.А./Внешняя торговля: изменение структуры и динамики/Л. Григорьев//Бюллетень социально - экономического кризиса в России,2016.-№122. Институт бизнеса и права [Электронный ресурс] // Сборник научныхтрудов / Современное международное разделение труда и Россия. –Режим доступа к сайту: http://www.ibl.ru/konf/061207/35.html 3. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015)[Электронный ресурс]. – М. , [2016]. – Режим доступа : информационно-правовая справочная система Консультант; 4. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 08.12.2011 № 2227-р.1. [Электронный ресурс]. – М. , [2016]. – Режим доступа : информационно-правовая справочная система Консультант; 5. Кудрявцева О.П. Финансирование научных исследований // Инновационная наука. 2015. - №11-1 С.101-103

Формы работы школьников: индивидуальная,  парная, групповая.

 

 

Цель урока.

  1. Познакомить учащихся с понятиями экономического роста, способами его измерения, факторами, влияющими на темп экономического роста.
  2. Способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания.
  3. Способствовать формированию мировоззрения гражданина новой России.

 

Ход урока.

1.      Организационный момент

2.      Притча.

Оставил отец троим своим сыновьям наследство, чтобы разделили они его поровну и распорядились по своему усмотрению.

Старший сын купил машину, о которой давно мечтал; второй отправился в кругосветное путешествие, а третий купил акции фирмы Майкрософт. Через несколько лет оказалось, что у старшего брата машину угнали, у среднего закончились деньги, а младший получил большие дивиденды и разбогател.

- Как вы относитесь к выбору каждого брата?

- В роли какого брата вы хотели бы оказаться?

- Как вы думаете, младший брат разбирался в законах экономики?

Скорее всего, он хорошо знал экономическую теорию, термины, которые спрятаны здесь на доске.

 

Эконо́мика (от др.-греч. οἶκος — дом, хозяйство, хозяйствование и νόμος — ном, территория управления хозяйствованием и правило, закон, буквально «правила ведения домашнего хозяйства»)— хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся системе производствараспределения, обмена и потребления.

 

Типы экономических систем:

  1. Традиционная экономика, в которой все определяется обычаями;
  2. Командная экономика, в которой экономические решения принимаются государственными органами;
  3. Рыночная экономика, в которой производители и потребители действуют самостоятельно;

     4. Смешанная экономика, объединяющая  самостоятельность покупателей и продавцов с регулирующим воздействием государства

1.      В России складывается экономика     смешанного типа.

2.     Одна из главных целей – формирование социально ориентированного варианта рыночной политики

3.     Для этого нужно решить множество проблем:  

           —Устранение   чрезмерной социальной

                дифференциации

          — Борьба  с бедностью

          — Сокращение государственного долга

          —  Борьба с коррупцией

- Ребята, вы обучаетесь в школе уже 11-ый год. За это время вы изменились? Как?

Правильно, вы выросли, стали выше – это физический рост.

Получили много знаний, стали умнее – это личностный ваш рост.

По-другому, количественный рост и качественный рост.

- А в экономике, какой может быть рост?

Конечно, экономический.

 

Экономика страны – совокупность процессов в различных сферах деятельности, направленных на рост уровня благосостояния государства в целом и ее граждан в частности. Лучше всего экономику страны (относительно развития и уровня жизни граждан) характеризует два основных параметра ВВП на душу населения и ВВП.

Выступление ученицы 11 класса Дибировой Амины: Экономика России.

 

ВВП, или валовой внутренний продукт, – это значимая экономическая величина, демонстрирующая итоговую стоимость произведенных товаров и услуг. Рыночная цена за товары определяется при расчетах за год.

 

Экономический рост определяют как увеличение реального производства продукции в национальной экономике за определённый период времени (за месяц, квартал, год). В отличие от экономического развития, экономический рост — количественный показатель. Под реальным производством обычно понимают реальный (то есть очищенный от факторов инфляции) валовой внутренний продукт (ВВП), реже — реальные валовой национальный продукт (ВНП), чистый национальный продукт (ЧНП), или национальный доход (НД). Экономический рост тесно связан с ростом общего благосостояния: ростом продолжительности жизни, качества медицинского обслуживания, уровня образования, сокращением продолжительности рабочего дня и т. д.

Экономика России представляет собой многоукладный индустриально-аграрный хозяйственный комплекс, сформировавшийся на базе социально-экономического развития государства, межрайонного территориального разделения труда и интеграционных процессов. Основу экономики России составляет сфера материального производства, в которой занято более 2/3 от общей численности всего населения, занятого во всех сферах хозяйственной деятельности. Исключительно важную роль в экономике России играет промышленность, которая даёт четверть валового внутреннего продукта и обеспечивает работой 23 % занятых в экономике.

Выступление ученицы 11 класса Залумхановой Мадины: Сравнительный анализ экономики США и России.

Экономика России (по данным за 2016 год) занимает шестое место среди стран мира по объёму ВВП по ППС. ВВП по ППС России за 2016 год составил 3800 млрд дол. Номинальный ВВП России за 2016 год составил 1281 млрд долл. — по этому показателю Россия занимает 12-е место в мире. По ВВП по ППС на душу населения Россия на 2016 год занимает 48-е место.

Выступление ученицы 11 класса Газиевой Хурулин: Сравнительный анализ экономики Китая и России.

Несмотря на то что по данным за 2016 год население России составляло около 2,0 % от общемирового, вклад страны в мировую экономику достигал 3,2 %. При этом, однако, доля финансовых инструментов России в совокупных мировых активах составила около 1,0 %.

Выступление ученицы 10 класса Зайнудиновой Хадижы: Сравнительный анализ экономики Германии и России.

Нефть. По количественным запасам нефти Российская Федерация занимает шестое место в мире. Нефтяные запасы по предварительным оценкам составляют 14 100 000 000 тонн или 103 200 000 000 баррелей. Прогнозные запасы нефти оцениваются в 62 000 000 000 тонн.                  Газ. По запасам газа Россия занимает первое место в мире. Запасы оцениваются в 48 триллионов кубических метров.                                                                                                                 Уголь. По запасам угля наша страна третья в мире. Запасы составляют 1, 57 триллионов тонн каменного и бурого угля.                                                                                                                                            Золото. По запасам золота Россия на четвертом месте в мире. Прогнозные запасы оценены в 25 000 000 килограмм.                                                                                                                                          Алмазы. По добыче алмазов, выраженной в ценовом эквиваленте, Россия занимает второе место в мире.

 

 

 

 

Попробуйте сгруппировать слова так, чтобы получились термины.

(на доске на магнитах термины: ВВП, номинальный, реальный, факторы производства, труд, земля, капитал).

- Какие группы слов у вас получились? 1. ВВП, номинальный, реальный;2. Труд, земля, капитал, факторы производства.

 

Вспомнили мы их не случайно. Они помогут нам разобраться в теме сегодняшнего урока. А говорить мы будем о росте…

 

Цель нашего урока – найти ответы на все поставленные вопросы.

 

1.Отвечая на вопрос: «Что это?», даем определение, а на схеме ставим узелок на память   ∙ .

Экономический рост – это долгосрочная тенденция увеличения реального ВВП.

Выделим ключевые слова.

- Как вы думаете, какие это слова?

Долгосрочная, тенденция, реального, ВВП.

- Как вы понимаете эти слова?

- Дайте полный ответ на первый вопрос: «Что такое?»

- Все разобрались? Покажите это, используя смайлики.

 

- Какой у нас второй вопрос?

2. «Как можно изобразить экономический рост?»

Графически. Ставим узелок на память.

У вас на столах лежит график, отражающий экономический рост. Найдите его.

Внимание на монитор.

- Что отложено на осях координат?

Время и РВВП.

На графике видно, что со временем происходит рост ВВП.

- Сформулируйте определение экономического роста, пользуясь графиком.

На схеме завязываем узелок – тренд.

Дайте полный ответ на второй наш вопрос: «Как можно изобразить экономический рост?»

- Все разобрались? Покажите это, используя смайлики.

 

Сформулируйте третий вопрос.

3.«Как определить или измерить экономический рост?»

Нужны какие-то показатели.Хочу такой сайт

На схеме пишем «показатели», «РВВП» -- это показатель уровня экономического развития страны.

- Но он может быть использован для оценки уровня жизни?

 

Пример. Ваш класс угостили пирогом. Каждому достался определенный кусок. Но вот к вам зашли друзья из параллельного класса и пирогом пришлось поделиться. Какой теперь размер куска пирога достанется каждому из вас? Меньше.

Показателем уровня благосостояния, качества жизни выступает величина реального ВВП на душу населения.

Он показывает количество товаров и услуг, которое не вообще производится в экономике, а приходится в среднем на одного человека.

 

У вас на столах лежит таблица. Найдите ее..

Рассмотрим таблицу. Что можно сказать о жизненном уровне россиян?

Отразите через смайлики ваше отношение к ситуации, обоснуйте .

Значит, для повышения жизненного уровня необходимо увеличить РВВП.

- Как?

Для этого используем следующий показатель – темп экономического роста.

 

Часто можно услышать фразы: «азиатские тигры», «азиатские драконы». О каких странах идет речь?

Китай (Гонконг), Тайвань, Сингапур, Южная Корея.

 

На мониторе карта.

 

Несколько десятков лет назад это были беднейшие государства, а теперь они конкурируют с развитыми странами.

Это можно объяснить «эффектом быстрого старта»:  стране с низким уровнем ВВП легче обеспечить и поддерживать высокие темпы экономического роста.

 

Какой следующий вопрос?

4. «Что влияет на экономический рост?»

Дети предлагают свои варианты, учитель корректирует и отмечает на схеме узелки:

Труд, физический капитал, человеческий капитал, природные ресурсы, технологические знания. Какой из этих терминов ключевой?

 Подчеркните.

 

Сформулируйте полный ответ на четвертый вопрос. Все разобрались? Отразите через смайлики.

 

Какой следующий вопрос?

5.«Каким бывает экономический рост?»

Вернемся к началу урока, когда мы говорили о росте. Встаньте те, кто за последние 3 года поправился хотя бы на 100 грамм.

Встаньте те, кто вырос хотя бы на 2 см.

Встаньте те, кто закончил начальную школу на отлично.

А теперь те, кто закончил 9-й класс на отлично.

 А теперь те, кто в 11-м классе учится только на «5».

- Что мы наблюдаем?

Количественные изменения произошли у всех.

А качественные?

 

Экономический рост тоже бывает двух типов: качественный (интенсивный), количественный (экстенсивный)

 

Задания на карточках. На выполнение 1 минута. Стрелками разделите факторы на две предлагаемые группы.

Дайте полный ответ на 5 вопрос. Все поняли? Покажите это через смайлики.

 

Какой следующий вопрос?

6. «Для чего нужен экономический рост?»

Для повышения уровня жизни. На схеме завязываем узелок. Это и есть цель экономического роста

 

Давайте проверим, что мы узнали.

 

Обсуждение по всем вопросам. Молодцы!

 

А сейчас вот какой вопрос: «По какому типу происходит экономический рост России?»

 

Вернемся к нашей таблице. Что вы можете сказать?

Обоснуйте.

Какой вопрос у нас остался не раскрыт?

7.«Как ускорить экономический рост?»

Государственная политика должна быть направлена на:

(завязываем узелки)

- инвестиции – вложения в развитие производства;

- инвестиции в образование;

- исследования и разработки;
- политическая стабильность..

 

Сформулируйте полный ответ на 7-ой вопрос.

Все разобрались. Покажите это через смайлики.

8. Вы видите, что один луч остался без вопроса. Это ваше домашнее задание. Что вы можете сделать, чтобы жизненный уровень в России  стал выше? Отметьте ключевые моменты узелками на схеме. (тест для самоконтроля).

 

Главные  экономические функции государства:

      Стабилизация экономики

      Защита прав собственности

      Регулирование денежного обращения

      Перераспределение доходов

      Регулирование взаимоотношений между работодателями и  наёмными  работниками

      Производство общественных благ

А что такое – общественные блага? Что можно отнести к этой категории?

____________________________________________

  Это товары и услуги, которые государство предоставляет всем гражданам на равных условиях – бесплатное образование и здравоохранение, библиотеки, парки, дороги, улицы и т.д.

 

В бюджете страны главное место занимают следующие расходы:

    1.   Национальная оборона

    2.   Правоохранительная деятельность

    3.  Судебная власть

    4.  Государственное управление

     5.  Экономическое развитие страны

     6.  Обслуживание государственного долга

     7.  Социальное обеспечение

Импортирует Россия в основном высокотехнологичную продукцию, в частности машины, оборудование и транспортные средства, на которые в 2015 году пришлось 45% долларового объема импорта (в 2013-2014 годах - 48%). Россия импортирует большой объем продовольствия и сельскохозяйственного сырья (15% импорта, или 26,5 млрд. долл.)

Степень участия страны в международном разделении труда связана с уровнем технико – экономического развития и масштабом потенциала стран. Самое точное представление об уровне технико-экономического развития дает величина ВВП на душу населения.

В 2015 году Россия находилась лишь на 60 месте по величине среднедушевого ВВП между такими странами как Малайзия и Маврикий. Его величина (9 054 долл.) была в 1,2 раза больше, чем в среднем у развивающихся стран, но в 9 раза меньше, чем у развитых [1].

 

Структура произведенного ВВП России также была существенно иной, чем у развитых стран и в мире в целом. Россия близка к развивающемуся миру и находится где-то между Китаем и Бразилией. За годы последние годы с 2014 по 2016 в произведенном ВВП России наблюдается снижение на44,2% . Динамику показателей ВВП рассмотрим на рисунке.                                            Научно-техническая сфера страны, несмотря на показатели, достигнутые за последние годы, также недостаточно развита. Доля России в мировых затратах на науку составляет только 1%, что является достаточно низким показателем.                                                                                                  Одной из главных задач государства на данный момент, является поддержка научных исследований. Данная задача закреплена в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Также в федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» .                                                                                                            ВВП представляет собой, с одной стороны, сумму производственных товаров и услуг для внутреннего использования и для экспорта, а с другой –сумму доходов граждан, предприятий и государства, которую они могут направить на накопление и приобретение отечественной и импортной продукции .                                                                                                                              Чем больше экономический потенциал страны, тем выше у нее возможности развития за счет внутреннего рынка, тем меньше ей требуется привлекать товаров и услуг извне и, следовательно, выделять ресурсов для экспорта.                                                                           Богатые природные ресурсы – одно из конкурентных преимуществ России, но стоит отметить, что данный факт сильно сказывается на качестве и конкурентоспособности страны. На долю России приходится, например,33% мировых промышленных запасов природного газа, 18% угля, 1З%нефти, 30% ванадия, 14% никеля, 12% алмазов. Но не стоит забывать о том, что большое количества ресурсов пролегает в труднодоступных районах Сибири, и их добыча зачастую требует больших затрат. Однако имеющиеся разведанные залежи позволяют России обеспечивать потребности производства и социальной инфраструктуры, а также осуществлять поставки на внешний рынок .                                                                                                             Россия занимает 1-е место в мире по экспорту никеля и природного газа, 3-4-е по экспорту нефти, нефтепродуктов, железной руды, алюминия, древесины . Является крупным поставщиком на мировой рынок меди, алмазов, леса. Топливо, металлургическая промышленность, лесная и деревообрабатывающая – основа экспорта, обеспечивающего более 75% его стоимостного объема.                                                                                                        Ощутимая экспортная ориентация добывающих отраслей в России и обеспеченности ее сырьем вполне объяснима. Цены на внутреннем рынке заметно ниже мировых. Это делает экспорт значительно предпочтительнее поставок на внутренний рынок. Таким образом, характер и степень включения России в мирохозяйственные связи отражают нынешнее состояние ее народного хозяйства. Невысокий экономический потенциал подталкивает страну к интенсификации международного обмена. Обеспеченность сырьевыми ресурсами на сегодняшний день является фактически единственным конкурентным преимуществом России.

Подводя итог выше изложенному, стоит добавить, что у России существуют широкие перспективы развития внешней торговли как со странами СНГ, так и со странами дальнего зарубежья. Однако для использования открывающихся возможностей необходимо изменить структуру внутреннего производства в пользу высокотехнологичных товаров и уйти от превалирования сырьевого экспорта, как основной стать и национального дохода.

Завершение.

 

Давайте посмотрим, что у нас получилось. Перед вами логическая опорная схема, проанализировав которую, вы сможете хорошо не только подготовить домашнее задание, но и качественно разобраться в теме сегодняшнего урока.

 

Все ли было понятно?

Были ли трудные моменты?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 15.12.2018

Дата обновления: 15.12.2018

Дата публикации: 15.12.2018

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87231) 5-20-12

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».