учебный план начального общего образования ФГОС 2021-2022 уч. г.

Прилож ие№1
к образовательной программе на тьного
общего образования МКОУ "Гимназия №3" г.Х ;авюрт

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №3»

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
(ФГОС НОО)
1-4 класс
на 2019-2020учебный год

Обсужден на за г здании
педагогическо совета
Протокол № 1 от «31»август;| 2019 г.

г. Хасавюрт.

1

Пояснительная записка к учебному плану
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Гимназия №3»
на 2019-2020 учебный год
для 1-4-х классов, реализующих ФГОС НОО.
I.
Нормативная база.
Учебный план для 1-4 классов Муниципального казенного общеобразовательного учре дения
«Гимназия №3», реализующая ООП НОО ФГОС в 2019-2020 учебном году разработан в соотв ствии
со следующими нормативно-правовыми документами:
1- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего обра вания
(утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г. № 373, зарегистрированный в М нюсте
России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены пр казом
Минобрнауки России от 26 ноября 2010г. № 1241, зарегистрированный в Минюсте России 4 ф враля
2011 г.
3. федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учре цений
российской федерации, реализующих программы общего образования.
4. Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы (СанПиН 2.4.2821-10), утвержденные
Постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010
5. Устав МКОУ «Гимназия №3»
6. Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Гимназия №3"»
В связи с тем, что школа реализует ООП НОО ФГОС, учебный план направлен на реал; ;;ацию
следующих целей:
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планирова >свою
деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педап: ом и
сверстниками в учебном процессе;
- укрепление физического и духовного здоровья учащихся.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет вып} ш ика
начальной школы»):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою по щию,
высказывать свое мнение.
II. Структура учебного плана для 1- 4-го класса по ФГОС НОО.
Учебный план 1-4-х классов состоит из двух частей: обязательной части и части, форми уемой
участниками образовательных отношений включающей внеурочную деятельность.
Обязательная часть
учебного плана определяет состав учебных предметов обязат: [ьных
предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учре» |;ений,
реализующих основную образовательную программу основного общего образования и учебное ремя,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений о б ест ивает
реализацию индивидуальных
потребностей учащихся, и запросов их
родителей (за >нных
представителей), образовательной организации, учредителя образовательной организации.
Учебный план МКОУ «Гимназия №3» для 1-4 классов ориентирован на 4-летний норма ганый
срок освоения государственных образовательных программ начального общего образов, ия и
ориентирован на 34 учебных недели в год для 2-4 классов, для 1класса 33 учебных недели.
2

III. Особенности учебного плана
Обязательная часть учебного плана представлена следующими предметными областями («Фило югия»,
«Математика и информатика, «Основы религиозной культуры и светской этики», «Обществозв 1ние и
естествознание», «Искусство», «Технология», «Физическая культура»), каждая из которых нал] влена
на решение основных задач реализации содержания учебных предметов, входящих в их состав.
Предметная область «Филология» представлена предметами «Русский язык» 1,4 класс по 4
часов,2,3 классах по 5 часов «Литературное чтение» 1-3 классы 2 часа, 4 классы 3 часа. Со е орого
класса вводится предметная область «Иностранный язык» (английский язык) - 2 часа в неделю во 2-4
классах. О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы (Приложение к пись >у МО
РФ № 957/13-13 от 17.2.2001).
В соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования (приказы Миноб гауки
России от 6 октября 2009 г. № 373 и от 17 декабря 2010 г. № 1897) предметная область «Родной зык и
литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» являются обязател зыми
для изучения. Предмет родной язык изучается в 1 классе 1 час в неделю,2-3 классы 3 часа в н делю,
литературное чтение на родном языке 4 классы 2 час в неделю
Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным пре, i тетом
«Математика» 1-4 классы по 4 часа в неделю. Математика направлена на интеллектуальное ра питие
учащихся, вооружение их конкретными математическими знаниями, необходимыми для приме] зия в
практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, об гение
школьников рациональным способам деятельности, современным технологиям получения и обр ботки
информации.
Предметная область «Физическая культура представлена учебным предметом «Физг еская
культура» 1-4 классы 3 часа в неделю. Физическая культура способствует укреплению зд ровья
учащихся, повышению их работоспособности, дисциплинированности, ответственности, восш анию
потребности в систематических занятиях физической культурой. Третий урок физической культуры
включается в сетку расписания учебных занятий и рассматривается как обязательная | орма
организации учебного процесса, ориентированного на образование учащихся в области физи :ской
культуры.
Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами «Изобразительное искусство» и
«Музыка» (по 1 часу в неделю).

Изучение данных предметов способствует понимания ценности для эмоционального, эстетического разл гия
человека и развитию художественно-образного восприятия мира. В процессе их изучения развивается
эстетическая культура учащихся. Способность средствами рисунка, танца, пения и др. понять собствен! е
видение окружающего мира, творчески осмыслить его и передать в творческой продуктивной деятельности.
Наряду с предметными универсальными действиями, необходимыми для осуществления изобразите^ ой и
музыкальной деятельности, в процессе изучения этих предметов формируются метапредметные универе льные
действия, среди которых особое место занимают сравнение и анализ, классификация и оценка.
Предметная область «Технология» представлена предметом «Технология» (1 час в не длю).
Технология осуществляет подготовку учащихся к самостоятельной трудовой жизни, овладей! ими
знаниями и умениями по выполнению различных операций обработки материалов. Формирование
творчески думающей и активно действующей личности, способной самостоятельно проектировать и
исполнять задуманное.
Предметная область Обществознание и естествознание представлена предметом « Окружающий
мир» (2 часа в неделю). Изучение предмета направлено на понимание особой роли России в mi ювой
истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы, осознание
целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил
нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведен * в
природной и социальной среде.
3

На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Приказ от 01.02.20
в четвертых классах вводится предметная область «Основы религиозной культуры и светской этики».

№ 74)
1ебный

курс «Основ религиозной культуры и светской этики»- является культурологическим и напрг юн на
развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, состав ющих
основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на поним; ие их
значения в жизни современного общества, а также сопричастности к ним. Право выбора модуля
(одного) курса ОРКСЭ принадлежит родителям (законным представителям). По выбору ро шелей
учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики » ведется по модулю « С Основы
исламской культуры»
Литературное чтение является одним из основных предметов в системе начального общего обра
закладывающее основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного р<
младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Уч
это 2 часа в 2-3 классах и 1 час в 4 классах из части формируемой участниками образован
отношений выделено на изучение этого предмета.

зания,
вития
пывая
пьных

Большую роль в сохранении нации , приобщении детей к культурному наследию, дуэ вным
ценностям народа, населяющих Дагестан , играют уроки родного языка, на которых изуч ются
традиции, обычаи, обряды того или иного народа. С этой целью из части форма чуемой
участниками образовательных отношений переданы по одному часу на предмет родной ш к и
литературное чтение на родном языке e l - классах, и один час в 4 классах передан на щ дмет
родной язык.
Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня через работу школьных круж в по
расписанию. Занятия направлены на реализацию дополнительных образовательных программ, п] грамм
социализации учащихся, воспитательных программ.

распределение часов внеурочной деятельности в 1 -4-х классах :
к л а сс

I

II

III

IV

1ч.

2ч.

2ч.

2ч.

В н е у р о ч н а я д ея т ел ь н о с т ь :
Н а п р а в л ен и я

К р у ж к и ,се к ц и и

Духовно-нравственное

"Юный читатель"

"Скорочтение"
Общеинтеллектуальное,

1а, 16,1 в, 1г.
1д,1е,1ж,1з.
2а,2б,2в,2г,2д,
2е,2ж

"Эрудит"

3 а ,3 б ,3 в ,3 г ,3 д ,
З е.

4а,46,4
в,4г,4д,
4е,4ж.

"занимательная математика"

Экологическое

" Юнаты"

Проектная деятельность

"Мир вокруг нас"
"Основы проектирования в
начальной школе"

2а,2б,2в,2г,2д,
2е,2ж

3 а ,3 б ,3 в ,3 г ,3 д ,
З е.

4а,46,4
в,4г,4д,
4е,4ж.

4

Режим организации и соблюдение санитарно-гигиенических нормативов
в учебном плане школы
В 1-й класс принимаются дети 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жиз i
осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.
Шестидневная рабочая неделя. Занятия в две смены: с 8-00 до 18-05. Для профилакт: и
переутомления учащихся в годовом календарном учебном плане предусмотрено равномерн -е
распределение периодов учебного времени и каникул: начало учебного года - 01 сентяб я,
окончание учебного года для 1 класса - 25 мая 2020 года, для 2, 3 классов 30 мая 2020 года.
Расписание дополнительного образования: с понедельника - пятницу.
Количество часов, отведенных на освоение учащимися учебного плана, состояще о из
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений не прев 1 иает
величину недельной образовательной нагрузки.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недел при
этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет: для учащихся 1 клао. - не
превышает 4-х уроков.
Расписание уроков составлено с учетом дневной и недельной умственной работоспосо! эсти
учащихся и шкалой трудности учебных предметов. При составлении расписания уроков черед; отся
различные по сложности предметы в течение дня и недели: для учащихся 1, 2, 3, 4 классов оси ,ные
предметы (математика русский, окружающий мир) чередуются с уроками изобразительного иск) :тва
технологии, физической культуры, наиболее трудные предметы проводятся на 2 уроке.
Плотность учебной работы учащихся на уроках по основным предметам составляет 60- 80 %.
Обучение в 1-м классе осуществляется с использование «ступенчатого» режима обуче! тя в
первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-дек; ре по 4 урока по 35 минут каждый); во втором полугодии (январь - май) - по 4 урока по 45 минут ка. гый.
в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью 20 минут; обу ение
проводится без балльного оценивания знаний учащихся и домашних заданий; дополните, ные
недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособн л и в
течение недели учащиеся имеют облегченный учебный день в субботу.
С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения учащихся на уроках про: дятся
физкультминутки и гимнастика для глаз в соответствии с санитарными правилами.
Во время урока чередуются различные виды учебной деятельности. Средняя неггре .юная
продолжительность различных видов учебной деятельности учащихся (чтение с бумажного hoi теля,
письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1, 2, 3,4 классах не превышает 7-10 минут, расстояние от глаз до т гради
или книги составляет не менее 25-35см.
Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических с: едств
обучения устанавливается новыми санитарным нормами. После использования технических с едств
обучения, связанных со зрительной нагрузкой проводится комплекс упражнений для профш: стики
утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления.
Для удовлетворения биологической потребности в движении проводятся 3 урока физической к\ ьтуры
в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Двига льная
активность учащихся в образовательном процессе также обеспечивается за счет: физкультмш гак в
соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений: организованных подвижных игр на пер 1енах;
внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здорс: я.
V. Формы проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация - процедура, проводимая с целью оценки качества ос оения
учащимися содержания учебной дисциплины за учебный год (годовая аттестация).
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением школы «О форме,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учап хся»,
Положению о безотметочной оценке результатов обучения и развития обучающихся 1-х классов.
Промежуточная аттестация учащихся 1-го класса нацелена на выявление

5

индивидуальной динамики освоения первоклассником результатов образовательных прогр *ш по
дисциплинам учебного плана. Промежуточная аттестация первоклассников осущес ляется
посредством сопоставления результатов входной диагностики, полугодовой и диагностической >аботы
по окончании первого класса. Используется безотметочная. уровневая шкала оценивания (крит) еский,
низкий, средний, высокий уровни).
В первых классах контрольные работы не проводятся, поэтому устанавливаются еле тощие
формы контроля за развитием предметных знаний и умений учащихся:
а) устный опрос;
б) письменный опрос:
-самостоятельные проверочные работы, специально формирующие самоконтроль и само щенку
учащихся после освоения ими определённых тем;
-самостоятельные работы, демонстрирующие умения учащихся применять усвоенные по
определённой теме знания на практике;
в) тестовые диагностические задания;
г) графические работы: рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и т.д.;
д) комплексная проверочная работа.
Результаты промежуточной аттестации учащихся 1-х классов оцениваются как «освоил» и ш «не
освоил».
В 1-х классах осуществляется словесная оценка достижений планируемых резу. .татов
освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Промежуточная аттестация по внеурочной деятельности предусмотрена в форме презе гации
индивидуального «портфолио» учащегося МКОУ «Гимназия №3».
Девиз работы с портфолио ученика начальной школы - «Каждодневный творческий процесс у 1еника
должен быть зафиксирован».
Учащийся презентует содержание своего «портфолио» на классном собрании.
На презентацию он выходит с кратким устным комментарием к собственному «порте} лио»,
который должен отражать его собственные мысли в отношении всей совокупности представ иных
работ. Оценку выступления осуществляет комиссия, в которую могут входить предста ители
родительской общественности, педагоги.
Критерии оценки презентации «портфолио»:
-самостоятельность;
-определение сроков создания «портфолио»;
-отражение собственной позиции ученика (самооценка) относительно представленных работ;
-процесс решения проблем;
-логика рассуждений и культура речи.

Промежуточная аттестация проводится в следующих формах:
Класс
1

Предмет
Русский язык, математика,
окружающий мир, литературное
чтение
Музыка
Изобразительное искусство
Технология
Физическая культура
Курсы внеурочной деятельности

Форма
Итоговая комплексная работа на
межпредметной основе
Творческий групповой проект
Выставка работ
Творческая работа. Выставка творческих
проектов
Дифференцированный зачет: нормативы
Проектные работы, презентация портфолио

6

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образов;:
программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке рез\
образования всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных, предмета!
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых резулг
инструментарию для оценки их достижения.

ильной
ьтатов
.
зтов и

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющ
друг
друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы,
творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
На уровне начального общего образования промежуточная аттестация учащихся про эдитея
после освоения учебных программ соответствующего класса и является обязательной. Промеж: точная
аттестация, осуществляемая в соответствии с требованиями федерального государст ;нного
образовательного стандарта нового поколения, обеспечивает комплексный
подход
к
щенке
результатов образования (предметных, метапредметных и личностных); уровневый по сод к
разработке планируемых результатов и инструментария для оценки их достижений; испол! >вание
накопительной системы оценивания (портфолио). Оценка и метапредметных результатов у1- :щихся
предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуника !вных,
познавательных), т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анали своей
познавательной деятельности и управление ею, и проводится в ходе таких процедур, как реш ена: задач
творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные
1боты,
комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных
умений и др. Оценка личностных результатов осуществляется неперсонифицированно один рас: в год в
ходе проведения психолого-педагогических исследований на уровне.
Во 2-4 классах осуществляется балльная оценка достижений планируемых резу
освоения основной образовательной программы начального общего образования (по пятиба
шкале) в комплексе с иными формами оценивания.
Промежуточная аттестация проводится в учебное время. Сроки проведения утверждаются
специальным приказом по школе.
Периодичность проведения промежуточной аттестации: 1 раз в конце учебного года.
Промежуточная аттестация по внеурочной деятельности предусмотрена в форме презе
индивидуального «портфолио» учащегося МКОУ «Гимназия №3».
Девиз работы с портфолио ученика начальной школы - «Каждодневный творческий процесс у
должен быть зафиксирован».
Учащийся презентует содержание своего «портфолио» на классном собрании.
На презентацию он выходит с кратким устным комментарием к собственному «порте
который должен отражать его собственные мысли в отношении всей совокупности предстат
работ. Оценку выступления осуществляет комиссия, в которую могут входить предст
родительской общественности, педагоги.
Критерии оценки презентации «портфолио»
(по пятибалльной системе):
-самостоятельность;
-определение сроков создания «портфолио»;
-отражение собственной позиции ученика (самооценка) относительно представленных работ;
-процесс решения проблем;
-логика рассуждений и культура речи.

ьтатов
льной

тации
еника

шио»,
;нных
ители

7

Класс
2

Предмет
Русский язык
Математика
Русский язык, математика, окружающий
мир, литературное чтение
Музыка
Изобразительное искусство
Технология

3

Итоговый контрольный диктант
(с грамматическим заданием)
Итоговая контрольная работа
Итоговая комплексная работа на
межпредметной основе
Творческий групповой/индивидуальны!
проект
Выставка работ

Физическая культура

Творческая индивидуальная работа.
Выставка творческих проектов
Дифференцированный зачет: нормативы

Курсы внеурочной деятельности

Проектные работы

Русский язык

Итоговый контрольный диктант
(с грамматическим заданием)
Итоговая контрольная работа

Математика
Русский язык, математика, окружающий
мир, литературное чтение
Музыка
Изобразительное искусство
Технология

4

Форма

Итоговая комплексная работа на
межпредметной основе
Творческий групповой/индивидуальные
проект
Выставка работ

Физическая культура

Творческая индивидуальная работа.
Выставка творческих проектов
Дифференцированный зачет: нормативы

Курсы внеурочной деятельности

Проектные работы

Русский язык

Итоговый контрольный диктант
(с грамматическим заданием)
Итоговая контрольная работа
Итоговая комплексная работа на
межпредметной основе
Творческий групповой/индивидуальный
проект
Выставка работ

Математика
Русский язык, математика, окружающий
мир, литературное чтение
Музыка
Изобразительное искусство

Физическая культура

Творческая индивидуальная работа.
Выставка творческих проектов
Дифференцированный зачет: нормативы

Основы религиозных культур и светской
этики

Творческий отчет (открытое итоговое
занятие)

Курсы внеурочной деятельности

Проектные работы

Технология

Прилож же N° 1
Количество часов
в неделю

Учебные предметы
Предметные области
Классы

1

II

III

IV

Всего

Обязательная часть
Русский язык и

Русский язык

4

5

5

4

18

литературное чтение

Литературное чтение

2

2

2

3

9

Родной язык и литературное чтение на
родном языке

Родной язык

1

2

2

1

6

Литературное чтение на родном
языке

-

1

1

1

3

Иностранный язык

Иностранный язык

—

2

2

2

6

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

16

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

2

2

2

2

8

-

-

-

1

1

Музыка

1

1

1

1

4

Изобразительное искусство

1

1

1

1

4

Технология

Технология

1

1

1

1

4

Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

3

12

24

24

24

91

1

2

Основы религиозных культур и
светской этики
Основы духовно-нравственной культуры
народов России

Искусство

19

Итого

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Родной язык и литературное чтение на
родном языке

Родной язык

1

Литературное чтение на родном
языке.

1

Русский язык и

Русский язык

литературное чтение

Литературное чтение

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной
неделе (требования СанПин)

Внеурочная деятельность

1

2

2

1

5

21

26

26

26

99

1

2

2

2

7

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87231) 5-20-12

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».